РАБОТЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ 2025 ГОДА
Ширяев Лев
Номинация: Рисованная история об участнике военных и освободительных операций на территории Европы в 1944-1945 гг. (изображение/рисунок)
2 место
Свою рисованную историю я посвятил моему земляку – Степану Степановичу Брюханову. Это великий человек, который за свою короткую жизнь совершил немало военных подвигов. Я расскажу про самые значимые из них.
Степан Степанович Брюханов в 1940 году получил повестку и отправился на срочную службу, служил красноармейцем 146-й авиабазы г. Красноярска. (Рисунок 1) В марте того же года направлен в Омскую военную авиационную школу. После окончания учебы был оставлен в школе в качестве летчика – инструктора. (Рисунок 2) На фронт Степан Степанович попал в марте 1943 г.
Один из эффективных боевых вылетов Брюханова пришелся на 26 августа 1944 года. Из наградных документов известно, что в этот день по станции Волковец, где было отмечено большое скопление ж\д эшелонов, был нанесен штурмовой удар. Брюханов был ведущим шестерки Ил-2. В результате успешного удара было подожжено 15 цистерн с горючим и уничтожено до 10 вагонов, создан очаг пожара, который был виден на расстоянии 20 – 30 км. (Рисунок 3)
Удачным стало 11 сентября 1944, когда на его счет было записано: 3 автомашины, 4 повозки, 1 самоходное орудие и до 30 человек пехоты. Журнал боевых действий 8-й Воздушной Армии также фиксирует данный вылет, только в составе групп штурмовиков в течение всего дня: «В результате ударов, нанесенных штурмовиками 8-го ШАК, уничтожено и повреждено: 41 автомашина, 2 самоходных орудия, 19 повозок, 17 орудий полевой артиллерии. На станциях Мокре, Шавне, Кулашне разбито 10 ж\д вагонов…». В конце этого месяца летчик был награжден орденом Красного Знамени. (Рисунок 4)
К февралю 1945 г. Брюханов совершил 125 боевых вылетов на самолете Ил-2. Примерно в апреле 1945 г. он получает звание капитана.
Степан Степанович не дожил до конца войны всего несколько дней. По официальным данным погиб 3 мая 1945 года, но есть документальное подтверждение, что 4 мая Брюханов вёл восьмерку Ил-2 на штурмовку наземных войск противника и, вероятнее всего, разбился в этот день. Есть еще одно свидетельство о том, что Степан Степанович ушел из жизни именно 4 мая. Оно нашлось в воспоминаниях его однополчанина – летчика К. Бегимова. Он писал: «Сильно потрясло меня известие о гибели командира 1-й авиационной эскадрильи капитана Брюханова. Он не дожил до победного часа всего пять дней, и погиб над целью 4 мая 1945 г. как герой в борьбе за освобождение братских народов Польши и Чехословакии, за свободу и независимость своей Родины». (Рисунок 5) Герою было всего 29 лет!
Несоответствие в документах или писарская ошибка не помешает утверждать нам, что Степан Степанович погиб, сражаясь за Родину, за наше мирное небо над головой. Всегда будем помнить и гордиться нашим героем-земляком.
Степан Степанович Брюханов в 1940 году получил повестку и отправился на срочную службу, служил красноармейцем 146-й авиабазы г. Красноярска. (Рисунок 1) В марте того же года направлен в Омскую военную авиационную школу. После окончания учебы был оставлен в школе в качестве летчика – инструктора. (Рисунок 2) На фронт Степан Степанович попал в марте 1943 г.
Один из эффективных боевых вылетов Брюханова пришелся на 26 августа 1944 года. Из наградных документов известно, что в этот день по станции Волковец, где было отмечено большое скопление ж\д эшелонов, был нанесен штурмовой удар. Брюханов был ведущим шестерки Ил-2. В результате успешного удара было подожжено 15 цистерн с горючим и уничтожено до 10 вагонов, создан очаг пожара, который был виден на расстоянии 20 – 30 км. (Рисунок 3)
Удачным стало 11 сентября 1944, когда на его счет было записано: 3 автомашины, 4 повозки, 1 самоходное орудие и до 30 человек пехоты. Журнал боевых действий 8-й Воздушной Армии также фиксирует данный вылет, только в составе групп штурмовиков в течение всего дня: «В результате ударов, нанесенных штурмовиками 8-го ШАК, уничтожено и повреждено: 41 автомашина, 2 самоходных орудия, 19 повозок, 17 орудий полевой артиллерии. На станциях Мокре, Шавне, Кулашне разбито 10 ж\д вагонов…». В конце этого месяца летчик был награжден орденом Красного Знамени. (Рисунок 4)
К февралю 1945 г. Брюханов совершил 125 боевых вылетов на самолете Ил-2. Примерно в апреле 1945 г. он получает звание капитана.
Степан Степанович не дожил до конца войны всего несколько дней. По официальным данным погиб 3 мая 1945 года, но есть документальное подтверждение, что 4 мая Брюханов вёл восьмерку Ил-2 на штурмовку наземных войск противника и, вероятнее всего, разбился в этот день. Есть еще одно свидетельство о том, что Степан Степанович ушел из жизни именно 4 мая. Оно нашлось в воспоминаниях его однополчанина – летчика К. Бегимова. Он писал: «Сильно потрясло меня известие о гибели командира 1-й авиационной эскадрильи капитана Брюханова. Он не дожил до победного часа всего пять дней, и погиб над целью 4 мая 1945 г. как герой в борьбе за освобождение братских народов Польши и Чехословакии, за свободу и независимость своей Родины». (Рисунок 5) Герою было всего 29 лет!
Несоответствие в документах или писарская ошибка не помешает утверждать нам, что Степан Степанович погиб, сражаясь за Родину, за наше мирное небо над головой. Всегда будем помнить и гордиться нашим героем-земляком.
Смотреть работу победителя